8 495 536 37 86
Записаться на прием
Psy-an.ru » Новости » Как правильно занять детей летом

Как правильно занять детей летом

Летние каникулы – это время, когда ребенок должен отдохнуть, скинуть накопившееся за учебный год напряжение.

Лето – это улица, это движение. Летом для детей любого возраста на первом месте стоит развитие мелкой и крупной моторики.

В этот период надо постараться максимально интересно и весело провести время вместе. Все, что доступно на природе, идет на пользу, развивает ребенка.

Особенно это касается детей, которые закончили первый класс. Важно дать ребенку возможность отпустить стресс, почувствовать свободу, в первую очередь физическую. В начале лета ребенок должен разгрузиться и перезагрузиться в максимально свободной форме, получить эмоциональный заряд. Из интеллектуально-когнитивной деятельности переключиться на игру, развлечения.

Занятия на летних каникулах:

Для маленьких детей полезно все, что связано с развитием крупной и мелкой моторики. Чем больше сенсорных раздражителей, тем лучше. Поддерживаем познавательный интерес ребенка, идем за его желаниями в игре.

Старайтесь удовлетворять его познавательную активность, даже если Вам очень некогда. Если есть истинное желание развиваться, его нужно удовлетворять.

Помогайте ребенку организовать его деятельность так, чтобы он завершил ее успешно. Не делайте за него, а именно организовывайте деятельность для достижения успеха.

Помните про «Золотой ручеек успеха»:

ПОТРЕБНОСТЬ – МОТИВ – ЦЕЛЬ – ГОРМОН УДОВОЛЬСТВИЯ

Чем больше активность, тем выше гормон удовольствия, тем больше общая активность и желание что-то делать дальше.

Цепочка Золотого ручейка есть абсолютно в любой деятельности. Эта цепочка очень важна. Если этот механизм закреплен положительно, то ребенку будет проще применять его в дальнейшем в школе. Сначала он осваивает его в интересной для себя деятельности, а потом, зная, что этот механизм работает, что он был уже успешным и не один раз, применит его там, где тяжело.

С 3.5 -5 лет летом можно включать логопедические занятия.

Также в летний период не стоит полностью прекращать их, если начали заниматься ранее. Тренируем речевую моторику (артикуляционная гимнастика, скороговорки, частоговорки, тренинги на звукопроизношение); все это можно выполнять в форме игры. Развитие мелкой моторики рук всегда способствует развитию речи. И конечно, если есть рекомендации специалиста, выполняем их.

Летом вопрос стоит только в частоте выполнения заданий. Речевые функции имеют сензитивный период (наиболее благоприятный возраст для развития). Если пропустить его, то потом придется догонять и восстанавливать в более старшем возрасте. Впоследствии могут проявится сложности, слабые звенья дадут о себе знать, например, трудностями при письме.

Для детей 5-6 лет когнитивная (умственная) нагрузка летом идет в рамках исследования мира, различных обсуждений, расширения мировоззрения. Хорошо подойдут детские энциклопедии. Ведущие задачи - физическая активность, развитие произвольности движений, моторной и эмоционально-волевой сферы. Все это подготавливает ребенка к обучению в школе, формированию позиции школьника. Если у ребенка хорошо развит самоконтроль, то интеллектуальная нагрузка будет легче даваться ему.

Если у ребенка летом появилось желание позаниматься, вы нужны ему в какой-то конкретный момент времени как организатор деятельности, то, вспоминая «Золотой ручеек успеха»,

ПОТРЕБНОСТЬ – МОТИВ – ЦЕЛЬ – ГОРМОН УДОВОЛЬСТВИЯ

старайтесь не отказывать ему.

Чем больше вы отказываете, тем меньше будет познавательная активность ребенка. Через какое-то время он может к вам уже не подойти.

Ребенку, который в сентябре пойдет в 1 класс, хорошо летом дать пройти нормы ГТО для его возраста. Необходимо посмотреть, готов ли ребенок к школе моторно (двигательно). Сможет ли он высидеть четыре урока по 45 минут и при этом еще и когнитивно работать? Когда тело не готово к таким статическим нагрузкам, начинает страдать внимание. Половина детей, которые идут в 1 класс, не готовы к школе именно физически.

Для школьников.

Если ребенок развивается нормотипично (школьник с учебой 4-5), то он имеет право не заниматься летом. Начать подготовку лучше за 2 недели до 1 сентября. При этом не только начинаем повторять материал, но и нормализуем режим, активизируем адаптивные механизмы. За 2 недели лучше вернуться туда, где вы живете на протяжении учебного периода и включить то расписание, по которому вы живете, когда ребенок ходит в школу.

Если в течение лета ребенок сам проявляет познавательную потребность, интерес к занятиям, то этот интерес лучше удовлетворять.

Помните про «Золотой ручеек успеха»

ПОТРЕБНОСТЬ – МОТИВ – ЦЕЛЬ – ГОРМОН УДОВОЛЬСТВИЯ

Заниматься с ребенком летом можно и в игровой форме. Игра развивает высшие психические функции, любую когнитивную деятельность можно сформировать во время игры.

Отлично подойдут развивающие пособия «Банда Умников».

Давать такие пособия можно и в награду за что-то, за какой-то труд. Тогда дети воспринимают это не как учебу, а как развлечение, игру, в которую можно поиграть, когда ты устал бегать.

В плохую погоду, вечером, когда ребенок не хочет активничать, можно играть в семейные игры, заниматься по книгам – энциклопедиям (интересные книги и пособия Издательства “МИФ“), обсуждать совместное творчество, хобби. Желательно, чтобы эти объединяющие темы были интересны и Вам тоже. Дайте время ребенку почувствовать Вас рядом, укрепляйте эмоциональную связь с ним. Во время этого «Семейного часа» вы сможете лучше узнать друг друга. Это времяпрепровождение, конечно же, подходит для любого возраста.

Если у ребенка низкая успеваемость и есть особенности развития, если на протяжении года он занимался со специалистом дефектологом, нейропсихологом, то летом он продолжает заниматься по предложенной специалистом программе.

Если ребенок на конец 1 класса не освоил программу общеобразовательной школы, есть пропуски блоков, то ко второму полугодию 2 класса, когда задания резко усложняются, все пробелы обязательно проявятся.

Занятия по пособиям летом для такого ребенка должны составлять 3 академических часа в неделю, примерно по полчаса в день.

Формирование всех навыков, в т.ч. моторных (письмо) построено по принципу:

- Произвольный (когда мы сначала навык контролируем, отслеживаем)

- Автоматизированный (действие контролирует уже глубинный отдел нашего мозга).

Очень важно моторный навык письма ко второму классу перевести из произвольного в автоматизированный.

Сильные стороны ребенка летом «прокачиваем» с удовольствием в форме игры, чтобы подтянуть слабые звенья, занимаемся по заданиям по 30 минут.

У детей подросткового возраста летом обязательно должна быть физическая активность, упражнения и нагрузки (если для этого нет медицинских противопоказаний). Хорошо, когда занятия проходят в секциях, возможен даже онлайн режим. Нагрузки ребенку надо дозированно увеличивать, сам он этого делать не будет. Наша задача научить его справляться с увеличивающейся нагрузкой и объемом.

И, конечно, 3 параметра которые остаются летом

  1. Чтение. Как был Ритуальный Час чтения, так он и остался. Как было правило читать в день, в месяц определенное количество книг, страниц, так это и осталось.

Если речь идет о ребенке, которому 1 сентября в школу, то материал по чтению летом лучше пройти до конца.

Начинать заниматься чтением с детьми, которым пока не надо в школу, можно, если вы понимаете, что сможете соблюсти систему обучения (через день).

2. Занятия музыкой.

3. Занятия языками.

В завершение хочу вам рассказать про веселую и увлекательную игру, в которую можно играть где угодно.

«СРАВНИ».

Можно сравнивать все, что угодно, взяли любую тему и …. Выше-ниже, шире-уже, больше-меньше, дороже-дешевле, холоднее, вкуснее, мощнее…

Например, с мальчиками можно посравнивать машины, берем любую марку или модель и сравниваем с другой …. Важно соблюдать цепочку: на какой машине остановились, потом ее же и сравниваем…

МАШИНЫ:

Ауди дороже Киа; Киа лучше, чем Лифан; Лифан моложе Мерседеса; Мерседес надежнее Лады; Лада ремонтопригоднее, чем Шкода; Шкода похуже БМВ; БМВ меньше, чем Камаз; Камаз быстрее, чем Даф; Даф больше, чем Газ; Газ шире, чем Миникупер; Миникупер комфортабельнее Оки; Ока меньше, чем Тойота; Тойота дороже, чем Уаз; Уаз проходимее, чем Форд!

ЦВЕТЫ:

Роза более колючая, чем ромашка; ромашка дольше цветет, чем мак; мак меньше, чем пион; пион объемнее одуванчика; одуванчик более живучий, чем гладиолус; гладиолус выше, чем васильки; васильки ярче цикория; цикорий менее прихотливый, чем роза!

Отличных Вам летних КАНИКУЛ.


Автор

Лебедева Елена Владимировна
Перинатальный психолог


Вернуться назад
© 2014-2015
Центр психологической помощи
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Copyright 2014.
Created by Flarian Web